Красивейший гол забил Женя Смертин. Накрутив в правом углу штрафной нескольких самарцев, пробил в дальнию девятку. Один из самых красивейших голов футболистов Динамо на моей памяти, до сих пор перед глазами.
Это был первый матч «Динамо» после нокаута, полученного от «Айнтрахта» и последовавшей за ним отставки Газзаева. Пропустил игру после второго предупреждения Чернышов.
Хозяева действовали активно на протяжении всей встречи. В первом тайме они создали немало голевых ситуаций, но долго не могли заставить вратаря гостей по-настоящему вступить в игру. Только на 28-й минуте Добровольский отличной передачей вывел Тедеева один на один с вратарём по месту левого инсайда, тот из пределов штрафной площади бил в дальний угол, однако Володин кончиками пальцев перевёл мяч на угловой. На 43-й минуте Калитвинцев со штрафного удара с правого фланга закрутил мяч в направлении дальнего угла площади ворот, а Симутенков высоко выпрыгнул и головой срезал мяч в направлении ворот. Мяч, похоже, мог уйти мимо цели, но по пути задел Гарина и уже от него попал в левый угол. 1-0.
На 51-й минуте при розыгрыше очередного штрафного Калитвинцев имитировал сильный удар, а сам мягко перебросил мяч через стенку Симутенкову, тот пытался продвинуться дальше, но Володин уложил его на газон. Добровольский сильно пробил пенальти в левый верхний угол ворот, и Володин лишь коснулся мяча руками. 2-0. На 69-й минуте Авалян после подачи Марушко не сумел переиграть Клеймёнова, нанося удар с правого угла площади ворот. Через минуту Смертин, сыграв на левом фланге в стенку с Калитвинцевым, обошёл по очереди четверых Самарцев и мастерски закрутил мяч по дуге через плечо последнего защитника в дальнюю девятку. 3-0. Спустя ещё две минуты Валиев с места левого инсайда бил в ближний угол, но Клеймёнов в броске отбил мяч на угловой.
Украшением матча между московским «Динамо» и самарскими «Крылья-ми Советов» стал мяч, забитый Евгением Смертиным за двадцать минут до конца встречи.
Евгений Смертин, полузащитник «Динамо»
– Этот гол, наверное, запомнили во всех деталях?
– Да. Я находился на левом фланге, сыграл в стенку с Юрой Калитвинце-вым, вошел в штрафную, обыграл трех-четырех защитников. И удар прицельным получился – я ведь видел и ворота, и как вратарь по отношению к ним располо-жился. Мяч пошел верхом, и если честно, то я думал, что в перекладину попадет. Но он завернул в «девятку».
– Это вы у Роберто Баджо подсмотрели?
– Мне после игры все то же самое твердили. Да, действительно, мой гол похож на тот, который забил Баджо «Локомотиву».
– Вы в основном справа играете. А тут оказались на левом фланге...
– Он мне тоже достаточно знаком. Ведь весь 90-й год под руководством сначала Бышовца, а потом и Альтмана я в «Динамо» на месте левого защитника провел. А тут на предматчевой установке ко мне подошел Адамас Соломонович и попросил вспомнить старое и сыграть слева. Что ж, вроде бы ничего получи-лось.
– Поражение от «Айнтрахта» вспоминаете?
– Такое фиаско забыть сложно. Вряд ли сейчас кто-то сможет аргументи-рование объяснить причины того кошмара. Установка была на атаку – у себя до-ма, на всякий случай, играли, да и Газзаев на что-то другое настраивал, может, раз из двадцати. И территориальное преимущество у нас было, и мячом больше владели, и из чужой половины не вылезали, но из восьми кинжальных своих контратак немцы реализуют шесть, а мы даже одного стоящего момента создать не можем.
– Вы играете сейчас с каким-то вдохновением. В чем причины такой ме-таморфозы?
– В психологии. У меня не сложились отношения с Газзаевым, и когда он ушел, у меня словно камень с плеч упал. Свободнее дышать стало. У экс-настав-ника своеобразное отношение к людям: когда они нужны – он внимателен, и на-оборот. Меня, например, он в дубль отправлял, и словно забывал. А когда ломал-ся очередной защитник, начиналась реабилитация...
У Газзаева мы все время бегали и качались на тренажерах, поэтому были готовы функционально. Правда, за сезон 10 менисков в команде было. Нет, когда мы были в порядке, все катили. И выходило 6:3, 4:0, все «газзаевские счета». Но как только кто-то ломался, например, не выходили Черышев и Симутенков в пер-вом круге против Самары, мы тихо и мирно увозили домой «баранку». Вы только не подумайте, что я на Георгиевиче обиды вымещаю – не в моих правилах чело-веку в спину камни кидать.
Анатолий Бышовец, з.м.с., заслуженный тренер СССР
«Определенный интерес представлял для меня матч московского «Дина-мо» с самарскими «Крыльями Советов». Во-первых, я сам динамовец с более чем тридцатилетним стажем и, во-вторых, тренировал столичную команду, и с ней меня связывает немало хороших воспоминаний. Любопытно было, как поведут себя футболисты после катастрофического поражения от «Айнтрахта» и проис-шедшей вслед за этим отставкой главного тренера.
К счастью для себя, динамовцы вышли на игру спокойными и уверенными и выглядели на поле, я бы сказал, раскрепощенными. Ясно было, что хозяева поля имеют значительно больше шансов на победу, и они ее в конце добились. Но не все было так просто. Увы, динамовцы не спешили переходить от защиты к атаке, и соперник, как правило, успевал сооружать у своих ворот массированную оборону, преодолеть которую было чрезвычайно тяжело. И вот что любопытно. Хозяева поля имели заметное преимущество, выиграли 3:0, но если посчитать голевые моменты, возникавшие у ворот обеих команд, то их было чуть ли не равное количество. И вспомнил я тут выступление известного нашего специалиста Михаила Якушина в «Футболе» двух или трехмесячной давности как раз по этому поводу. Анализируя игру московского «Динамо», он особо обращал внимание на то, что его игроки при потере мяча не торопятся возвращаться назад, отчего соперник в контратаке то и дело получает численный перевес над обороняющимися. Вот и в игре с «Крыльями Советов» при срыве атаки три динамовских защитника несколько раз оказывались против четырех, а то и пяти атакующих гостей. И будь самарские футболисты в этих эпизодах смелее и чуть хладнокровнее, беды хозяевам поля не избежать. Разве можно повторять одни и те же ошибки, тем более когда на них тебе указывают неоднократно?»
(«Футбол» № 39 от 26 сентября 1993 г.).
Сергей Шмитько
В игре с «Крыльями» у «Динамо» никаких осложнений не возникло. И то сказать, ведь в рядах динамовской команды выступают прошедшие хорошую школу футболисты. Где же, как не в известном, ведущем клубе лучше всего мож-но проявить себя? Так что травмы травмами, но и на замену выйти есть кому. Только играйте, оправдывайте надежды!
И вот лишний раз убеждаешься: все может получаться на поле, когда со-перники уступают в мастерстве. Изначально уступают и рассчитывают в основ-ном на достижение успеха каким-то иным путем – если повезет – в данном кон-кретном матче. Такого пути во встрече с «Динамо» из 28 тура «Крылья Советов» не нашли. Прежде всего сказалось индивидуальное мастерство Калитвинцева, бывшего в этой игре лучшим среди динамовцев, инициатором всех трех безответных мячей, побывавших в воротах гостей. Запомнился и гол Смертина, забитый им почти точно также, как это сделал Роберто Баджо в игре с «Локомотивом». Смертин расчетливо разобрался с защитниками и вратарем, да и заключительный удар вышел у него на славу – прямехонько в «девятку». Хозяева поля сыграли так, как позволили им соперники».
(«Футбольный курьер» № 35 за 1993 г.).