4 (193, 8).
«Спартак» Москва. 0-1 (0-1). 1/2 финала.
Москва. Стадион «Динамо». 6 мая. 19.00. Ясно,
16°С. 19 500 зрителей.
Программа двух
видов: тираж не указан + 300 экз.
Судьи: С.Хусаинов,
В.Шипко, В.Клементьев (все – Москва).
Сметанин,
Саматов, Ковтун, Хидиятуллин (Черышев, 46), Смирнов (Рыбаков, 79), Чернышов,
Клюев, С.Некрасов, Тетрдзе, Добровольский (К), Симутенков.
Стауче, Мамедов,
Хлестов, Цымбаларь, Тернавский, Никифоров, Онопко (К), Карпин, Тихонов
(Аленичев, 12), Ледяхов, Бесчастных.
Гол: 0-1 Бесчастных
(39).
Предупреждены: Ковтун (10),
Хидиятуллин (29); оба – за грубую игру.
Удален: Тернавский (5),
фол последней надежды.
В самом начале Тернавский буквально повис на Симутенкове, Игорь чуть-чуть не дотянул до штрафной - очень жаль, было бы пенальти.
Гол нам забили так: Ледяхов ударил через себя - попал в штангу, с отскока (в центр штрафной) забил Вова Бесчастных. Сметанин, пытавшийся вытащить первый удар, уже лежал на земле и сделать ничего не мог.
Отыграться особых шансов не помню. Правда, гол мы, кажется, забили - но в офсайде оказался молодой и перспективный левый полузащитник Дениска Клюев:))
Гол Клюев забил еще при счете 0:0. Ни я, ни кто-либо еще из сидящих рядом болельщиков обеих команд не понял, где там был офсайд.
На игру после уроков (9 класс) пошли втроем. Раньше фанов по разным трибунам не разводили. Трибуна была гдето на 1/3 наша, 2/3 нет, и мы ес-но оказались на западе в самой гуще мясных. Впрочем, несмотря на этот факт, и до""бку одного "выездного" свина, пошизели мы неплохо. Повозили мясцо неплохо. Вот только результат подкачал.
Совершенно хамское судейство пресловутого Хусаинова - Клюев получил мяч на углу штрафной, имея перед собой двух защитниколв, и никакого флажка никто не подымал. Клюев в кои-то веки обыграл поочередно Хлестова и Мамедова и спокойно мимо вратаря забил гол. И тут вдруг боковой поднял флаг...
Но при любых обстоятельствах нельзя было проигрывать этот матч. Что-то неладно было с морально-волевыми. Прежде всего у Добровольского - лидером он не стал.
В дебюте острее действовали хозяева поля. На 5-й минуте Добровольский подхватил мяч недалеко от своей штрафной площади и отпасовал налево Смирнову, который тут же переадресовал мяч вперёд Симутенкову. Тот сделал рывок и вышел один к спартаковским ворогам, Тернавский попытался догнать динамовца и у самой границы штрафной площади схватил за плечо. Симутенков по инерции протащил ухватившегося за него спартаковца в штрафную площадь, затем потерял равновесие и упал. Судья показал Тернавскому красную карточку за фол «последней надежды», но ограничился штрафным ударом вместо пенальти. Через шесть минут Хидиятуллин из глубины отдал пас в центр на рывок Ковтуну, который прошёл вперёд и переадресовал мяч на левый угол штрафной площади Клюеву. Тот финтами переиграл поочерёдно Хлестова и Мамедова, сместился в центр штрафной площади и хладнокровно послал мяч над бросившимся вратарём в дальний, правый угол ворот. Однако судья на линии поднял флажок, определив загадочный офсайд. После этого казуса игра динамовцев потеряла стройность. На 39-й минуте Сметанина выбросил мяч на левый фланг Саматову, тот зачем-то решил обыграть Карпина и потерял мяч. Спартаковец продвинулся вперёд и войдя в штрафную площадку сделал навес на свободного Ледяхова, который эффектно положил корпус и нанёс мощный удар с лёта. Мяч угодил в основание левой, ближней штанги и отскочил в центр, прямо в ноги Бесчастных, который с восьми метров тут же переправил его в левую часть опустевших ворот. 0-1. Хозяева во втором тайме пытались отыграться, много владели мячом, но действовали шаблонно. «Спартак» в основном держал оборону, но его контратаки были гораздо острее. На 56-й минуте Сметанин едва успел подставить руки под мощный удар Карпина с восьми метров в ближний угол ворот. На последней минуте Ледяхов отличным пасом вывел Карпина один на один с вратарём, но удар того с 14 метров в дальний, левый нижний угол был чуть неточен.
Олег Кучеренко
«Помню, лет двадцать с лишним назад, глядя на трибуны во время встречи московских команд «Динамо» и «Спартак», мы сетовали на то, как мало зрителей собирается на игру давних и непримиримых соперников, не то, что в былые годы. Все в жизни, однако, удивительным образом повторяется. Теперь уже те времена нам кажутся неповторимым сном, а нынешние, как водится, ругаем почем зря, и большей частью справедливо,
Полуфинал Кубка между «Динамо» и «Спартаком» собрал нынче около 25 000 зрителей. Для сегодняшнего дня цифра, безусловно, солидная. Меня лично смутило только одно – пустая, будто вымершая восточная трибуна, легендарный «Восток», когда-то самый боевой и задиристый, заполняемый в первую очередь по причине, наверное, дешевизны на него билетов. Там когда-то восседали посто-янные посетители «Динамо», подлинные знатоки игры. Теперь таких по пальцам пересчитать можно. Публика на футболе, конечно, резко поменялась, увы, не в лучшую сторону. Но, как говорится, что имеем, то имеем.
Думаю, что матч «Динамо» – «Спартак» удался. Во всяком случае, по ин-триге и напряжению. Он смотрелся от начала до конца и вполне заслуживал показа европейским телезрителям в той передаче, которая нам известна под названием «Футбол без границ».
Масла в огонь, конечно же подлил эпизод, случившийся уже на 5-й минуте игры. Динамовцы перехватили мяч и организовали классическую контратаку. Добровольский передал мяч Смирнову, тот тут же переадресовал его вперед Симутенкову, который, ускользнув от соперников и набрав ход, устремился один к воротам. Защитник «Спартака» Тернавский, приобретший у нас всеобщую известность тем, что в течение 180 минут опекал самого Ромарио, попытался остановить его рукой, что он, кстати, делал не раз и в единоборствах со знаменитым бразильцем. Симутенков потерял равновесие, сделал еще несколько неуверенных шагов и свалился на землю в штрафной площади, Судья Хусаинов среагировал моментально. Прежде всего он показал на место нарушения – перед самой линией штрафной площади. Потом уже, неоднократно прокручивая видеозапись этого момента, я убедился, что так оно и было. Продолжал ли Тернавский нарушать правила и дальше, когда Симутенков по инерции влетел в штрафную? Трудно сказать... В этом случае все решает только судья, который оценивает ситуацию так, как он ее видел. И он решил – штрафной удар и красная карточка Тернавскому за фол последней надежды. «Спартак» остался вдесятером.
Стало ли это драмой для чемпиона? В какой-то мере да. Кому же приятно остаться в численном меньшинстве уже на старте матча с таким соперником, как «Динамо»? Но это вовсе не была безнадежная ситуация. Вспомним, что совсем недавно «Милан» в полуфинале Лиги чемпионов вдесятером забил два мяча «Мо-нако» и победил 3:0, а «Интер», попав в такое же положение, в первом финале Кубка УЕФА одолел в гостях «Казино» – 1:0. Да и сам «Спартак» в той же Лиге чемпионов имел уже опыт выступления в меньшинстве, играя против «Галатаса-рая» в Москве сначала вдесятером, а потом и вдевятером. И ничего, обошлось – 0:0.
Возликовав в душе в связи с таким поворотом событий в игре, динамовцы вскоре, видимо, изрядно приуныли. Ведь им неожиданно пришлось пересматри-вать свою тактику, которую они готовили на этот матч. Всем ясно было, что «Спартак» будет играть в атакующем плане. Ввязываться с ним в открытый бой динамовцам не было никакого резона. Результаты матчей земляков последних лет свидетельствовали об этом более чем красноречиво. Бдительная игра в обороне, собранность и быстрая контратака – вот те козыри, которые обеспечили «Дина-мо» некоторое преимущество в первой его встрече со «Спартаком» в Лужниках в матче чемпионата. И в кубковой встрече такая тактика сулила неплохие перспек-тивы, Тот момент, когда после острого контрвыпада был удален с поля Тернав-ский, вполне ведь мог (при 11-метровом) закончиться голом, И если бы такое слу-чилось, «Спартак» даже вдесятером вынужден был идти вперед, рисковать. И это лило бы воду на мельницу «Динамо», которому только и надо было получить оперативный простор у чужих ворот.
Гол, однако, не случился, а «Спартак» к тому же еще и перестроил свои ряды. Он вышел на матч с двумя нападающими, но после удаления Тернавского посчитал это уже излишеством и одного из них – Тихонова – заменил на полуза-щитника Аленичева. Тот занял место на левом фланге, а Цымбаларь перебрался в центр. В обороне так и остались четверо – справа Мамедов, в центре Никифоров и Онопко, слева Хлестов. После перестройки выяснилось, что «Спартак» по-прежнему имеет мощную среднюю линию и хорошо организованную защиту, а не хватает ему только одного форварда, отсутствие которого должно было компенсироваться повышенной работоспособностью остальных. Судя по игре, чемпионы вовсе не собирались отсиживаться в обороне, но уделяли они ей как никогда большое внимание, особенно после того, как повели в счете. Правда, спартаковцев пару раз едва не подвел Никифоров, который из-за самонадеянности в стиле, увы, становящемся для него привычным, уступал мяч сопернику в единоборстве, после чего следовали острые контратаки, к счастью для спартаковцев, ничем не заканчивавшиеся.
Получилось так, что стороны как бы поменялись тактическими планами. «Динамо» вынуждено было в основном атаковать, «Спартак» же большей частью контратаковал. Расклад явно невыгодный для динамовцев, поскольку у них пока нет ни сил, ни умения взламывать массированную оборону соперника. Впрочем, при примерно равных силах этого успешно делать никто не может и в Европе, за исключением, пожалуй, «Барселоны». Вспомним, как оказались в тупике быстрые и техничные игроки «Пармы» в финале Кубка кубков против «Арсенала» в похожей ситуации.
«Динамо» к тому же еще и не повезло. Есть у него два футболиста, кото-рые ведут всю игру команды, держа, что называется, нити «заговора» в своих ру-ках. Это, разумеется, Добровольский и Хидиятуллин, Вдвоем они, конечно, могли бы в конце концов найти проходы в «минном спартаковском поле», но Хидиятуллин, все еще не оправившийся от травмы, на второй тайм не вышел. Добровольский в этом матче очень старался, много двигался, постоянно что-то изобретал, искал неожиданные ходы в атаке, но ум, как говорится, хорошо, а два лучше. Увы, второй «ум» Динамо» после перерыва только наблюдал за игрой, стоя за воротами.
Был, правда, момент, когда «Динамо» в первом тайме забило все же гол, но секундой раньше раздался свисток Хусаинова, зафиксировавшего по сигналу помощника положение «вне игры» у Клюева. С трибуны, да и потом по телевидению нельзя было четко различить, так ли это на самом деле, но боковому арбитру, должно быть, виднее, раз он принял такое решение.
В нашем футболе «Спартак» одинаково силен как в атаке, так и в контр-атаке. Так что ему по большому счету в общем-то все равно было, как играть про-тив «Динамо».
Свой единственный мяч в матче спартаковцы провели, можно сказать, в показательной контратаке, ворвавшись на плечах соперника в его стан. Но снача-ла небольшое отступление. В этой игре Ледяхова у динамовцев опекал Ковтун, а Бесчастных – Некрасов, причем оба действовали довольно удачно. Но вот в ре-шающий момент их-то рядом с подопечными и не оказалось. Может, потому, что все произошло внезапно, тривиально и поучительно. У динамовского защитника Саматова, как выяснилось, при всяком удобном, а то и неудобном случае возни-кает горячее желание обвести соперника, причем упорствует он в этом донельзя. Для нападающего это качество могло бы считаться похвальным, но для защитни-ка оно не более чем вредная привычка, чреватая большими неприятностями для команды. Ведь все надо делать в меру.
Карпин, чаще других сталкивающийся с Саматовым на своем правом фланге, почти сразу же уловил эту слабость динамовца и довольно успешно ему противостоял, не поддаваясь на его финты. Во время одной из контратак спарта-ковцев мячом легко овладели хозяева поля, и он оказался в руках Сметанина. Тот осмотрелся – все вроде спокойно – и выбросил мяч на левый фланг совершенно свободному Саматову. Карпин, словно ястреб, учуявший добычу, устремился на динамовского защитника, предугадав, что тот будет делать. Саматов и в самом деле начал обводить Карпина, но неудачно. Завязалась схватка, победителем в которой оказался спартаковец. Саматов к тому же еще упал, и Карпин в одиночестве двинулся к воротам. Теперь представьте себе общую диспозицию. Партнеры Саматова, уверенные в том, что он распорядится мячом как следует, отошли от ворот, несколько расслабились, стараясь занять позиции для продолжения атаки, а отнюдь не для ведения обороны. И вдруг в долю секунды все перевернулось. Спартаковцы воспользовались обстоятельствами блистательно. Карпин, никем не атакуемый, на мгновение поднял голову и, увидев, что слева открывается Ледяхов, продвинулся чуть вперед, а затем сделал прекрасный пас партнеру в штрафную площадь. Ледяхов, изящно изогнувшись, нанес удар страшной силы с лета, мяч угодил в штангу, отскочил в центр, прямо в ноги Бесчастных, который и вбил его в сетку.
Таких случаев, который произошел с Саматовым в этой игре, в каждом матче с разными футболистами бывает немало, и надолго они не запоминаются. Тут другое дело. Излишняя самонадеянность защитника и, если хотите, его уп-рямство (видишь, что можешь проиграть мяч, не упорствуй, а выбей его в аут, и опасность будет ликвидирована) решили судьбу важнейшего матча. У меня перед глазами до сих пор стоит картина эпизода, происшедшего на исходе встречи чем-пионата Европы между сборными СНГ и ФРГ. Наши ведут 1:0. Остаются, можно сказать, уже считанные секунды до окончания игры. Мяч у Онопко, находящегося вблизи правой бровки поля. Его атакуют сразу несколько соперников. Выбей он мяч на трибуны, и все было бы ясно. Наши встали бы в обороне на свои позиции, пойди прорвись, но Онопко продолжал неравную борьбу, потерял мяч, последовала быстрая контратака, нарушение правил, штрафной, и Хесслер сравнял счет, что называется, на самом «флажке»...
Тут, мне кажется, надо брать пример с западных профессионалов, которые при малейшем сомнении не стесняются выбить мяч за боковую или за линию во-рот. Их девиз – безопасность прежде всего – хороший девиз.
Если кого-нибудь спросить, как сыграл в этом матче Стауче, думаю, что вопрошаемый задумался бы надолго, потому что у вратаря «Спартака» серьезной работы практически не было. В основном отбивы и перехваты мяча после флан-говых передач. В створ ворот, кажется, так никто и не попал.
Симутенков – лучший бомбардир «Динамо», типичный игрок контратаки. В обстановке же массированной обороны, когда разбежаться нельзя, он чувствует себя не в своей тарелке. Была у него, правда, одна возможность добиться успеха после передачи с правого фланга Тетрадзе, но то ли пас был не совсем точным, то ли мяч от кочки слишком высоко подпрыгнул, но удар у него не получился. Тет-радзе, кстати, на месте крайнего правого полузащитника смотрится словно отре-занный от команды ломоть. Скучно ему на фланге одному, а специфических на-выков игры на этом месте он пока не приобрел. Значительно активнее на проти-воположном краю выглядел Клюев, но у него сохраняется еще мальчишеская ма-нера игры – всех обвести хочет, нет законченности в действиях. Смирнов дейст-вует на одной скорости, без «взрыва», а свое самое сильное оружие – мощный удар использует редко. Добровольский в этом матче играл для других, а у самого руки до завершения атаки, как говорится, просто не доходили. Пропуск пяти мат-чей из-за дисквалификации конечно же, выбил из колеи Черышева, который не может разбегаться по-настоящему. Заметно прибавил Ковтун, но главным обра-зом за счет более активных и умелых действий впереди, а вот в обороне никак не может обойтись без фолов, за что по-прежнему то и дело наказывается желтыми карточками.
«Спартак» во втором тайме в основном держал оборону, но его контрата-ки, порой переходившие в долговременные атаки, были гораздо острее, чем у со-перников. Достаточно вспомнить два удара с близкого расстояния Карпина. В первом случае мяч попал прямо в руки Сметанину, а во втором – прошел рядом со штангой. Вообще Карпин выглядит сейчас молодцом. Он и в обороне отрабатывает сполна, и в атаке всегда остро действует. В актив Бесчастных надо кроме гола отнести и пас Карпину, после которого тот нанес первый свой упоминавшийся здесь удар. На нашем фоне Бесчастных смотрится неплохо, но вот в Лиге чемпионов, например, он не забил ни одного мяча. Есть над чем подумать. Ледяхов все еще медлителен, никак не наберет лучшей формы. Хорош в эпизодах был техничный Цымбаларь, но и ему какой-то законченности в действиях не хватает. Онопко, как челнок, сновал туда-сюда, полезен был и в обороне, и в атаке, но тоже пока не в лучшей форме, нет прежнего блеска. Аленичев продолжает оставаться неуверенным в себе. Помните, как в Стамбуле он не мог забить из простых ситуаций, а тут простой пас никак не мог отдать партнеру, находящемуся в острой позиции.
Можно, наверное, сказать, что матч московских команд «Динамо» и «Спартака» был своего рода досрочным финалом Кубка России. Во всяком слу-чае, эта игра украсила бы решающий поединок. Когда определился ее результат, стало ясно, что тот, кто выиграет другой полуфинал, получит право выступить в розыгрыше Кубка кубков или как победитель турнира, или как его финалист, по-скольку «Спартак» будет играть в Кубке чемпионов».
(«Футбол» № 19 от 15 мая 1994 г.).
Перед игрой состоялись проводы Виктора Васильевича Лосева на тренерскую работу.
Загрузка...